JScript

JavaScript это более современный язык, по сравнения с VBS. JavaScript невероятно универсален и дружелюбен к новичкам. Язык JavaScript предназначен для выполнения в браузере наряду с HTML и CSS. Но, если эти языки предназначены для верстки структуры сайта, то JavaScript позволяет “оживлять” web-страницы – делать их реагирующими на действия пользователя или демонстрировать некоторую динамичность (к примеру, смена картинок в блоке или красивые плавно выпадающие менюшки). Но его так-же можно использовать локально на компьютере для доспупа к файловой системе, сети, вывода информации и многое другое. По сути дела это очередная и очень мощьная альтернатива пакетным файлам.

Далее пойдет речь только о локальном использовании JScript, т.е. для и на компьютере или сервере или чего угодно, работающего на основе Windows©. Локальный комьютер не подразумевает именно этот комп, JS прекрасно ладит с сетью. Итак…

Структура программ

Как и во многих других языках программирования, программа (сценарий) на языке JavaScript — это текст, состоящий из операторов, блоков, т. е. взаимосвязанных наборов операторов, и комментариев. Операторы могут содержать переменные, константы и выражения. Следующий пример начинается с определения функции, которое состоит из блока, содержащего два оператора. За определением следуют два оператора, не образующих блока.

Как мы видим из этого примера, каждый оператор JavaScript начинается с новой строки (что не обязательно, но рекомендуется) и заканчивается точкой с запятой (что также не обязательно, если оператор является последним в строке). Блок — это набор операторов, заключенный в фигурные скобки {}.

Комментарии

Комментарии в JavaScript могут быть однострочными и многострочными. Однострочные комментарии начинаются с символов // и продолжаются до конца текущей строки, как показано в приведенном выше примере. Многострочные комментарии заключаются в маркеры /* и */, например:

Многострочные комментарии не могут быть вложены друг в друга. Текст комментария полностью игнорируется при выполнении программы.

Зарезервированные слова

Следующие имена являются ключевыми словами языка JavaScript и не могут употребляться в качестве идентификаторов:

break delete function return typeof
case do if switch var
catch else in this void
continue finally instanceof throw while
default for new try with

Следующие имена являются ключевыми словами в предлагаемых расширениях языка JavaScript и также не должны употребляться в качестве идентификаторов в целях совместимости с будущими версиями языка:

absract double implements private throws
boolean enum import protected transient
byte export int public volatile
char extends interface short  
class final long static  
const float native super  
debugger goto package synchronized  

Синтаксис (правила) языка

function – ключевое слово для создания функции. Функция – это кусок программного кода, который можно выполнить несколько раз. Например, ты можешь создать текстовый файл hello.js и объявить внутри него функцию

function MyFunc() { alert("привет!"); }

Далее по коду, ты можешь вызвать эту функцию несколько раз:

MyFunc(); MyFunc(); MyFunc();

Каждый раз при вызове функции ты увидишь надпись “Привет!” на своем экране. Подробнее о функциях на MDN: ссылка.

let, var, const – ключевые слова для создания переменных внутри JavaScript. Советую использовать для объявления переменных оператор let – это позволит избежать проблем с переписыванием значений переменных с одинаковыми названиями (что это значит ты вероятно узнаешь когда-нибудь позже, но пока что просто используй let). Вот так это выглядит:

let a = 10; let b = "asdasd"; let xxx = "ты самый лучший"; let bb = [1,2,3];

Подробнее про ключевое слово let на MDN: ссылка.

[ ] – синтаксис для создания нового массива. Массив – это упорядоченный список чего-то – например чисел, строк или любых других объектов. Вот так выглядит массив из нескольких чисел:

let myArray = [1,2,3,4,5];

А вот так выглядит массив из строк:

let strArray = ["abc","hdsahdsahads", "hello!"];

{ } – синтаксис для создания нового объекта. Объект – это некоторая сущность, условно сводящаяся к библиотеке “ключ” = “значение”, где каждый ключ должен быть уникален. По аналоии с языком С это считается структурой. Вот так выглядит условный объект “Пользователь”:

let userData = { "name": "Vitalii", "age": 35, "height": 188 }

if – оператор условия. Если условие выполняется, то будет выполнен некоторый код внутри условия. Если нет – значит код не будет выполнен. Например, проверяем возраст пользователя, и если ему больше 20 лет, показываем ему приветственное сообщение.

let userAge = 35;

if (userAge > 20) { alert("Привет! Кажется ты уже совсем взрослый!"); }

for – оператор цикла. Позволяет сделать некоторое действие внутри себя определенное количество раз (10 или 20 и т.п). Например вот так можно выполнить код внутри оператора for например 15 раз:

for (let i = 0; i < 15; i++) { /* ... какой-то код ... */ }

while – так же оператор цикла. Позволяет сделать некоторое действие внутри себя определенное количество раз, пока будет выполняться условие внутри него. Ну это типа оператора if, только зацикленного. Например, вот такой код будет выполняться, пока не наступит 12 часов.

while (new Date().hour !== 12) { /* ... какой-то код ... */ }

. (точка) – специальная конструкция для доступа к свойствам объектов или массивов. Например если у тебя есть вот такой объект:

let userData = { "name": "Vitalii", "age": 35, "height": 188 }

То ты можешь обратиться к его свойствам через точку. Вот так:

let userName = userData.name;

Арифметические операторы +, -, =, >, < – собственно математические операторы для сравнения элементов между собой, сложения и вычитания. 2 + 3 = 5, let q = 10 + 25; и так далее.

На этом краткий список синтаксиса пожалуй стоит завершить.

 

См.так-же… Работа с дисками, Работа с папками, Работа с файлами, FileSystemObject, Текстовые файлы, Работа со словарем, Операторы,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *